ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК/UDC 796.01
Поступила в редакцию 15.04.2021 г.
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1 Доцент О.Г. Рысакова1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Бакулина1
Фоссийский государственный социальный университет, Москва
CHESS TRAiNiNG SYSTEM DiGiTALiZiNG PROCESS
PhD, Associate Professor I.V. Mikhaylova1 Associate Professor O.G. Rysakova1 PhD, Associate Professor E.D. Bakulina1
1Russian State Social University, Moscow
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - обосновать экосистему шахматного образования в условиях цифровой трансформации педагогических инфокоммуникационных технологий на основе междисциплинарного системного управления. Методика и организация исследования. Шахматное образование студентов-бакалавров на базе Российского государственного социального университета осуществлялось в форме элективных курсов по физической культуре и спорту, секция «Шахматы» (192 часа, шесть семестров). В качестве электронных средств обучения были использованы цифровые платформы «Уроки шахмат Анатолия Карпова», «Шахматный Университет», World Chess Class Digital. Магистерская программа «Физическая реабилитация и спорт в рекреации и туризме» представлена учебной дисциплиной «Технологии преподавания шахмат»; направление подготовки 49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Синергия образовательных концепций - программированного обучения Б. Скиннера, планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, психографирования У. Штерна, цифровой трансформации шахматных технологий и инструментария И.В. Михайловой позволили преобразовать стандартное «докомпьютерное» шахматное образование в современную электронную форму. Результаты исследования и выводы. Цифровая трансформация шахматного образования, объединяющая инновационные педагогические информационные и коммуникационные технологии, электронный методологический инструментарий и развитые онлайновые платформы преподавания, позволяют автоматизировать и объективизировать ход учебного процесса, визуализировать подачу шахматного материала с помощью специальных возможностей виртуальной среды, делая его максимально эффективным и инклюзивным в рамках педагогической практики высшей школы. Интеграция междисциплинарных возможностей, цифровой трансформации и системного управления процессом обучения формирует экосистему шахматного образования, улучшает целевую подготовку студентов.
Ключевые слова: шахматный спорт, экосистема, междисциплинарность, цифровая трансформация, системное управление, инклюзия.
Abstract
Objective of the study was to offer provisions for a digitalized chess training ecosystem using modern digital data processing technologies within an interdisciplinary system control framework.
Methods and structure of the study. We have analyzed for the purposes of the study the best digitalized training ecosystem design and implementation experiences accumulated by universities; and summarized the relevant theoretical and practical educational developments in the digital educational technologies, digital tools and services applicable in the Russian State Social University distance education service on the whole and digitalized chess training service in particular.
Results and Conclusion. We believe that further progress of the chess training system will be facilitated by improvements and expansion of the university chess training assets and services with further (up to total) transition to the digital learning materials and aids including the modern high-quality online learning and digitalized training management systems, plus - the last but not least -permanent progress of the chess teachers' digitalized training knowledgebase, competences and experiences.
The experimental digitalized training service was tested beneficial due to the combined new data processing, communication and training technologies with their theoretical and practical electronic toolkits. The service provides a basis for the chess training process automation on an objective progress test basis to make the chess training service much more inclusive and productive. The university resource mobilizing efforts to facilitate progress of the chess training ecosystem have proved particularly beneficial for the students' human resource development and progress encouragement aspects.
Keywords: chess sport, ecosystem, interdisciplinarity, digital transformation, system control, inclusion.
Введение. Шахматное образование в стране реализуется на базе двух ведущих университетов: Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ, с 1966 г) и Российского государственного социального университета (РГСУ с 2002 г).
За 65 лет на базе РГУФКСМиТ было подготовлено более 600 тренеров, 80 международных гроссмейстеров, 10 выпускников завоевали титулы чемпионов мира и олимпийских игр в личном и командном зачете. За 20 лет на базе РГСУ были подготовлены более 60 преподавателей-организаторов шах-
в поисках нового прорыва
матной работы, 112 учителей по программам «Шахматный всеобуч России». Подчеркнем тот факт, что на базе неспециализированного спортивного вуза шахматное образование получили более 20 международных гроссмейстеров. Семь выпускников РГСУ завоевали звания чемпионов мира, олимпийских игр и являются членами национальной команды России по шахматному спорту.
Это определило цель исследования - обосновать экосистему шахматного образования в условиях цифровой трансформации педагогических инфокоммуникационных технологий на основе междисциплинарного системного управления.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели был изучен научно-прикладной опыт создания цифровых экосистем на базе высшей школы [2, 3,
7]. Были обобщены научные и методические работы в сфере образования по разработке и внедрению педагогических цифровых технологий, электронного инструментария и сервисов системы дистанционного образования на базе РГСУ [4,
8]. Был выполнен системный анализ развития и механизмов цифровой трансформации шахматного образования [1, 5].
Результаты исследования и их обсуждение. Начиная с 2012 г. в РГСУ ведется работа по созданию экосистемы шахматного образования, функционирующей как технологический механизм на основе междисциплинарного системного управления, что позволило вовлечь в массовый шахматный спорт более 4000 студентов (рис. 1).
Схематически экосистема шахматного образования, представленная широким полем возможностей целевой подготовки студентов, имеет внешний и внутренний контуры. Внешний контур представлен системой эффективных связей вуза с потенциальными работодателями, предприятиями/партнерами (ФИДЕ и ШФР), заказчиками НИОКР (министерства спорта, труда и социальной защиты, науки и высшего образования). Он дополнен международными связями по организации стажировки и обучения студентов за рубежом, организацией мировой серии турниров «Международный Кубок РГСУ Moscow Open».
Внутренний контур экосистемы представлен материально-технической базой РГСУ, а именно: Международным центром шахматного образования, Домом Шахмат, Технопарком, Детско-юношеской спортивной школой. Во внутренний контур включена КНГ, являющаяся хедлайнером отечественного шахматного инклюзивного обучения.
Синтез ключевых педагогических концепций - программированного обучения Б. Скиннера, планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, психографирования У. Штерна, цифровой трансформации шахматных технологий и инструментария И. В. Михайловой позволили преобразовать стандартное «докомпьютерное» шахматное образование, осуществлявшееся в 2002-2013 гг., в электронную форму в 2014-2020 гг.,
используя цифровые платформы открытого образования. Электронная форма обучения позволила кратно увеличить охват целевой аудитории [1].
Последовательно реализуя программу сотрудничества РГСУ и российской компании-разработчика программного обеспечения «Дайв», университет пришел к созданию электронных платформ «Уроки шахмат Анатолия Карпова», «Шахматный Университет», World Chess Class Digital. Поэтому во внутреннем контуре экосистемы нашли отражение не только электронные здоровьесберегаю-щие технологии, но и программные средства шахматного обучения с использованием MOOC-платформ (Massive Open Online Cours).
Системная ресурсность экосистемы позволила обновить цели, содержание и организационные формы обучения, синтезировать СДО, эффективно применить ресурсы и технологии BigData, реализованные в электронных платформах «Шахматный Университет» и «Шахматные уроки Анатолия Карпова».
Одними из показателей эффективности сформированной экосистемы шахматного образования РГСУ являются результаты количественного эксперимента КНГ, в который были вовлечены более 1000 студентов - бакалавров, проходивших электронное обучение в оффлайн и онлайн форматах в 2020/2021 г. Варьируемый фактор - цифровиза-ция шахматных средств, форм, методов и сервисов обучения. КНГ провела комплексную статистическую обработку результатов психодиагностического тестирования опытной группы с учетом концепции продольного психографирования У. Штерна [6].
По итогам контент-анализа педагогического исследования была дана стандартизированная и наглядная поэтапная интерпретация прироста психофизической профессиональной подготовленности каждого индивида в виде общей лучевой психограммы. На представленной психограмме отражена динамика развития мнемических и интеллектуальных функций, психологических свойств и психоэмоционального состояния личности студента-шахматиста на первом и финальном (восьмом) срезах эксперимента (рис. 2).
Для удобства комплексного анализа значения всех параметров были переведены в десятибалльную шкалу оценки. Отметим тот факт, что шкалы «Оперативная память», «Оперативное мышление» и «Оценочная функция» экспериментальной группы, состоящей из студентов-шахматистов, обучающихся исключительно в электронном формате, к восьмому срезу эксперимента показали фиксированный рост в 1,5 балла по каждому показателю, что графически представлено на рисунке. Анализируя шкалы психофизических качеств испытуемых, можно отметить восходящий тренд (от 10 до 16 %) по всем показателям, что, в свою очередь, говорит о комплексности проработки психических состояний в процессе
□ . ^
и га .У
£ .с CL
15
OJ .У
■с
iE
CL " "О С
га £
8 ß
Рис. 1. Экосистема шахматного образования в РГСУ
Ситуативная
тревожность
Одиночество*
Оперативная
Настроение
Оперативное мышление
Оценочная функция
Самочувствие
■--1 срез -8 срез
Активность
Рис. 2. Психограмма опытной группы студентов-шахматистов РГСУ в 2020/2021 гг.
108
http://www.teoriya.ru
№8^ 2021 Август | August
цифровой трансформации шахматного образования студентов-шахматистов.
Необходимо констатировать, что эволюция шахматного образования тесно связана с развитием материальной инфраструктуры вуза, тотальным внедрением учебно-методических материалов в форме цифровых программ, развитием качественного онлайн-обучения, разработкой систем управления обучением, повышением информационной компетентности преподавателей.
Вывод. Цифровая трансформация шахматного образования, объединяющая педагогические инфокоммуникацион-ные средства и технологии, электронный методологический и методический инструментарий, использующая комфортные сервисы обучения, позволяет автоматизировать и объективизировать учебный процесс, делая его инклюзивным и более эффективным. Интеграция системной ресурс-ности вуза и создание экосистемы шахматного образования способствует целевой подготовке и развитию человеческого потенциала студентов.
Литература
1. Алифиров А.И. Концептуальные подходы к построению шахматной спортивной подготовки / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова и др. // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 7. -С. 27-29.
2. Клейнер Г.Б. (2019). Современный университет как экосистема: институты междисциплинарного управления // Journal of Institutional Studies, 11(3), 054-063. DOI: 10.17835/20766297.2019.11.3.054-063.
3. Конференция «Цифровая трансформация образования» [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический журнал Университетская книга [Офиц. сайт]. - URL: http://www.unkniga. ru/company-news/8841-v-moskve-sostoyalas-konf-tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya.html/ (дата обращения: 14.02.2021).
4. Михайлова И.В. Создание федеральной инновационной площадки по распространению модели и идеологии опережающего развития адаптивного шахматного образования в вузе / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 10. - С. 56-58.
5. Михайлова И.В. Цифровая трансформация шахматной спортивной подготовки / И.В. Михайлова, М.А. Петрова, Е.Д. Бакулина // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 1. - С. 102-104.
6. Шахматы [Электронный ресурс]: рабочая прогр. дисциплины: направление подгот. 034300.62: профиль подгот.: «Спортив.
подгот.»: квалификация выпускника - Бакалавр: форма обучения: оч., заоч.: утв. и рек. ЭмсИСиФВ ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» / сост.: Габбазова А.Я. [и др.]; М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК). - М., 2013.
7. Шутова Т.Н. Цифровизация образовательного пространства вуза в сфере физической культуры и спорта / Т.Н. Шутова, Л.Б. Ан-дрющенко // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 9. -С. 102-104.
References
1. Alifirov A.I., Mikhaylova I.V. et al. Kontseptualnyie podhodyi k postroe-niyu shahmatnoy sportivnoy podgotovki [Conceptual approaches to chess training process]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 7. pp. 27-29.
2. Kleiner G.B. (2019). Sovremenny universitet kak ekosistema: instituty mezhdistsiplinarnogo upravleniya [Modern University as Ecosystem: Institutions of Interdisciplinary Management]. Journal of Institutional Studies, 11(3), 054-063. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.3.054063.
3. Konferentsiya «Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya» ["Digital transformation of education" Conference]. [Electronic resource] Information and analytical journal Universitetskaya kniga [Offic. website]. Available at: http://www.unkniga.ru/company-news/8841-v-moskve-sostoyalas-konf-tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya. html/ (date of access: 14.02.2021).
4. Mikhaylova I.V., Makhov A.S. Sozdanie federalnoy innovatsionnoy ploshchadki po formirovaniyu modeli i ideologii operezhayushchego adaptivnogo shakhmatnogo obrazovaniya v vuze [Creating federal innovative platform for dissemination of model and ideology of advanced development of university adaptive chess education]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2015, no 10, pp. 56-58.
5. Mikhaylova I.V., Petrova M.A., Bakulina E.D. Tsifrovaya transformatsiya shahmatnoy sportivnoy podgotovki [Digital transformation of chess training]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 1. pp. 102-104.
6. Shakhmaty [Chess]. [Electronic resource]: working program. disciplines: major. 034300.62, "Sports. training": graduate qualification - Bachelor: form of training: internal, part-time: approved and rec. RSPESYT/ comp.: Gabbazova A.Y. [et al.]; Ministry of Sports, Tourism and Youth, policy of RF, RSPESYT (SCOLIPE). Moscow, 2013.
7. Shutova T.N., Andryushchenko L.B. Tsifrovizatsiya obrazovatelnogo prostranstva vuza v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Digitalization of physical education and sports educational process at university]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 9. pp. 102-104.
8. Pedagogical Concept of Technical and Tactical Training of Persons with Disabilities in Chess Sport. Person. Sport. Medicine. 2019. Vol. 19, No. 4. pp. 111-116. DOI: 10.14529/hsm190413.
НОВЫЕ КНИГИ
МАЛЬЦЕВ Д.Н. ФУТБОЛ В ВУЗЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / Д.Н. МАЛЬЦЕВ. - 2-Е ИЗД., ПЕРЕСМОТР. И ДОП.
КИРОВСКИЙ ГМУ, 2020. - 144 С.
КИРОВ:
В учебном пособии излагаются теоретико-методические основы футбола, его роль и место в системе физического воспитания студентов вузов. Пособие поможет изучить основные правила игры в футбол, методику изучения техники и тактики игры, влияние занятий футболом на организм занимающегося, организацию медицинского обеспечения тренировок и соревнований по футболу. В данном пособии внесены изменения в главу «Основные правила соревнований по футболу» согласно новым правилам соревнований, внесены поправки в главы «Футбол как средство физической культуры» и «Обучение игре в футбол на занятиях по физической культуре в вузе» согласно современным требованиям к обучению в вузе, добавлено «Заключение». Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 30.05.01 «Медицинская биохимия», 31.05.03 «Стоматология», 37.05.01 «Клиническая психология».